Эльфийская Звезда
Недавно увидела в книжном магазине "Возвращение мушкетеров, или Сокровища кардинала Мазарини" Антона Маркова. Ох, непросто дюману удержаться от такого соблазна, увидев золотую фле-де-лис на обложке сией беллетризации, хотя он вполне закономерно ожидает разочарования и понимает, что книга, в общем, родилась на волне современного закона "выжми все, что можно, из популярной истории".
Как ни странно, мне книга понравилась. Как понравился и фильм. Но - при условии. А условии таково, никакого отношения к истории, расказанной в трилогии Дюма, этот фильм и эта книга не имеют.
Зато имеют и немало к настроению первого фильма о мушкетерах. Это не Дюма, это Юнгвальд-Хилькевич. В какой-то степени - это возращение детских мечтаний, почти можно услышать звона подкованных копыт желтого беарнца по парижской мостовой.
Пардон, этого вот звона вы как раз и не услышите. Беарнец печально-известного цвета в книге присутствует, но призраком, как и почти всю книги старшая часть главных героев, потому "звенеть" никак не может.
Книга - безусловное фэнтази. И уже хотя бы поэтому не может называться Дюма. Да, великий мэтр и сам любил подпустить чуть-чуть мистики, но мистика эта была контролируемая, в пределах возможного... А никак не чиновники с крыльями и первый христианский король Хлодвиг в качестве секретаря Небесной Канцелярии...
Я еще не поняла, почему католические души на тот свет перевозит Харон, жестом фокусника вытащивший изо рта Д'Aртаньяна золотую монету, которую сомневаюсь, что кто-то туда ложил при похоронах... Но это мелочи.
Порадовали отсылки также в этом ключе к тамплиерам, Жаку де Молэ с этим злосчастным перстнем бессмертия (а вы знали, что именно за это он и сгорел? Ибо есть гордыня это покушаться на вечность людям. Ура, богатства тамплиеров ни при чем, и король Филлип Красивый, папа Климент пятый и канцлер Ногарэ получили, так сказать, оправдательный приговор) и альбигойским призрачным коням.
Кстати, Небесная Канцелярия, как все канцелярии этого Горнего Мира, страшно бюрократическое место. То ли потому, что ее возглавяет Ришелье (интересно, как это он так поднялся по слежебной лестнице), который бережно и скурпулезно возится со всеми Книгами Судеб. Именно он-то, родимый, решил продолжить ту незаконченную шахматную партию с гасконцем, только фигурами на этот раз стали судьбы живущих людей, а также детей мушкетеров. Из-за чего, собственно, и завертелся наезд Кольбера по поводу казны на королеву. И вот почему во время этого наезда Жаклин оказалась в бельевом шкафу королевы.
А в это время Мазарини приговорили к существованию безутешным призраком на Земле, пока не будет найдено кольцо, а мушкетеры странно зависли, ожидая решения по своему делу, в чем-то вроде чистилища.
Пока в дело не вмешался Ришелье, естественно...
А у мэтра хороший вкус, на стеночке в его канцелярии висит картина ДаВинчи, который в аду. Но это так, между делом.
Тем не менее, партию прерывают друзья Дарта, которых на оную никто не приглашал, грозят Ришелье разрыванием его персональной Книги Судеб и замораживают партию, ухватив с доски фигуру, символизирующую бывшего главу Ордена Иезуитов, герцога Д'Аламеду ака Арамис. И народ дружно отправился наблюдать поближе к детям, добившись себе такого сомнительного удовольствия - быть призраками.
А дети тем временем шли по сценарию. Я хоть поняла, почему Жаклин стала Жаком. В фильме то, как усиленно господин Д'aртаньян переучивал маленькую девочку у меня лично вызывало большие сомнения в здоровье психики господина маршала Франции. Здесь же эта была своеобразная инициатива Мадлен, которая хоть так хотела удержать ветреного госконца и выдавала ему в редкие визиты дочку за сына.
Вообще, была предпринята попытка некоторые совсем уже невразумительные ляпы фильма подправить в книге. Атос, по крайней мере, не спивается, а просто принимает осознанное волевое решение уйти за друзьями и срочно начинает чахнуть. Рауль НЕ гибнет в том трактире, а благополучно доживает до конца книги (вот почему он на площади). Луиза Лавальер все-таки блондинка, хотя, прости Господи, автор ей симпатизирует куда меньше, чем Дюма в свое время, а потому - дура дурой.
Порадовала душу сценка явления в пожаре Лондона, среди умирающих душ явление призрака Миледи. И душещипательный монолог Атоса, что не графиню де ля Фэр надо было казнить, не леди Винтер, а графа де Ля Фэр, который и после смерти продолжает любить только ее, за страшный грех скорого суда, непрощения и двойного убийства любмого человека. Миледи безмолвна, но как прежде ужасна и прекрасна при этом. Атос стирает клеймо с ее плеча, падает на колени, Миледи целует его в лоб, - все, мир в семье восстановлен, двигаем дальше.
Нет смысла подробно пересказывать вообще все события книги. Хватало и путешествий по снам детенышей мушкетеров, в котором Анжелика почему-то видела отца в роли пса. И пикантных моментов, как Жаклин в корсете и с кочергой, сокрущающая гвардейцов... Весело, в общем. И кончилось все, как водится, хеппи-эндом.
У книги достаточно неплохой язык, по крайней мере. Плюс, погружение в знакомый мир. Этого достаточно, чтобы приятно и с ностальгией скоротать свободный вечерок. Но тем, кто очень трепетно относиться к творчеству Дюма, читать такое я бы не советовала.

@темы: мушкетеры, Книжная полка