Меня все-таки назвали в честь именно этой героини родители, так что я, как и можно было ожидать, всегда испытывала сильнейший интерес к ее судьбе. Было бы несправедливо обойти ее вниманием. Тем более, что я сейчас как раз читаю дилогию Дмитрия Агалакова "Принцесса крови". Так что - статьи из Википедии о ней.
Жанна Д’Арк читать дальше(совр. фр. Jeanne d'Arc[1]; ок. 1412 — 30 мая 1431) — национальная героиня Франции, одна из главных командующих французскими войсками в Столетней войне. Попав в плен к англичанам, была сожжена на костре, как еретичка. Впоследствии реабилитирована и причислена католической церквью к лику святых.
Франция в эпоху Жанны д’Арк
Столетняя война
Столетняя война началась в 1337 году с нападения на Францию английского короля Эдуарда III, заявившего о своих правах на французский престол. Вплоть до 1415 года война шла с переменным успехом: французы терпели жестокие поражения, но всё же им удавалось держать под контролем значительную часть страны и даже временами отвоёвывать некоторые территории. Но в 1415 году ситуация для французов резко ухудшилась: в Англии прекратилась междоусобица, и король из новой династии Ланкастеров Генрих V начал решительное вторжение на материк. В самой Франции внутренняя ситуация была катастрофическая, страной формально правил безумный король Карл VI, за реальную власть в стране боролись группировки арманьяков и бургиньонов.
25 октября 1415 года французские войска были разбиты в сражении при Азенкуре. В 1416 году бургундский герцог Иоанн Бесстрашный заключил союз с англичанами, вскоре он стал хозяином Парижа и стал править от имени безумного короля, совместно с женой последнего — Изабеллой Баварской. Дофин Карл, наследник Карла VI, лишь чудом сумел бежать на юг страны.
В 1420 году был подписан договор в Труа, согласно которому дофин Карл объявлялся лишённым прав на корону. Королём после смерти Карла VI должен был стать Генрих V Английский, обручённый с французской принцессой Екатериной, а за ним — его сын, рождённый от этого брака. Это был смертный приговор независимости Франции. В 1422 году Генрих V внезапно умер, и королём обоих государств стал его девятимесячный сын Генрих VI. Регентом при малолетнем короле стал английский герцог Бедфорд.
Чтобы полностью подчинить Францию, англичанам достаточно было соединить оккупированную северную Францию с давно контролируемыми ими Гиенью и Аквитанией на юге. Ключевым пунктом, мешавшим им это сделать, был город Орлеан, операция по взятию которого началась в 1428 году. Защитники оборонялись храбро, но исход осады казался предрешённым.
Биография
Домреми — Шинон
Традиционная дата рождения Жанны — 1412 год, однако в декрете папы Пия X от 6 января 1904 года, принятому вслед за торжественным заседанием, на котором было рассмотрено дело о причислении Девы к лику святых названа дата 6 января 1409/1408 года.
Жанна д’Арк родилась в деревне Домреми на границе Шампани и Лотарингии в семье зажиточных крестьян (по другой версии — обедневших дворян) Жака д’Арк и Изабеллы Роме. Жанна никогда не называла себя Жанной д’Арк, а лишь «Жанной Девственницей», уточняя, что в детстве ее называли Жанеттой.
В 13 лет Жанна впервые услышала голоса архангела Михаила, святой Екатерины Александрийской и, как считается, Маргариты Антиохийской[2], которые иногда являлись ей и в видимом облике. Спустя некоторое время они открыли Жанне, что именно ей суждено снять осаду с Орлеана, возвести Дофина на трон и изгнать захватчиков из королевства. Когда Жанне исполнилось 17 лет, она отправилась к капитану города Вокулёр Роберу де Бодрикуру и объявила о своей миссии. Будучи высмеянной, Жанна вынуждена была вернуться в деревню, однако через год повторила свою попытку. На этот раз, капитан, поражённый её настойчивостью, был более внимателен, а когда Жанна точно предсказала печальный для французов исход «Селёдочной битвы» под стенами Орлеана, согласился дать ей людей, чтобы она смогла направиться к королю. В это же время к отряду Жанны присоединились два её верных спутника — рыцари Жан де Мец и Бертран де Пуланжи.
За 11 дней преодолев расстояние по неприятельской бургундской территории между Домреми и Шиноном, 4 марта 1429 года Жанна прибыла в этот замок — резиденцию дофина Карла. Дофин воспользовался тем, что Жанна писала ему в письме, что обязательно узнает его, и устроил ей проверку, посадив на трон другого человека и встав в толпе придворных. Однако Жанна выдержала испытание, узнав короля. Она объявила ему, что послана Небом для освобождения страны от английского господства и попросила войска для того, чтобы снять осаду Орлеана. В Шиноне «простая крестьянка» изумила Карла VII и молодого герцога Алансонского своим мастерством в верховой езде, своим безупречным знанием игр, распространенных среди знати: кентен, игра в кольца, — требовавших совершенного владения оружием. В ходе оправдательного процесса Ален Шартье, секретарь королей Карла VI и Карла VII, заявил по поводу допросов, проводившихся на протяжении предыдущего судилища, следующее: «Создавалось впечатление, что эта девушка воспитана была не в полях, а в школах, в тесном общении с науками».
Карл, однако, колебался. Сначала он приказал, чтобы матроны подтвердили девственность Жанны, затем отправил её в Пуатье, где она должна была подвергнуться допросу богословов, а также отправил гонцов на её родину. После того, как не было найдено ничего, что могло бы бросить тень на репутацию девушки, Карл решился передать в её руки командование войсками и назначил её главнокомандующим. Ведущие французские военачальники Этьен де Виньоль по прозвищу Ла Гир, Потон де Сентрайль и граф Дюнуа, из последних сил отбивавший английские атаки в Орлеане, должны были пойти под её командование. Начальником её штаба стал принц Алансонский. Важную роль в таком смелом решении сыграл тот факт, что Жанна именем Бога подтвердила Карлу его законнорожденность и права на престол, в которых сомневались многие, включая самого Карла.
Жанна — военачальник
После назначения для Жанны изготавливают доспехи (она получила специальное разрешение комиссии богословов из Пуатье на ношение мужской одежды), знамя и хоругвь. Меч для неё был найден в церкви Сент-Катрин-де-Фьербуа согласно повелению самой Жанны. По легенде, этот меч принадлежал Карлу Великому.
Затем она направилась в Блуа, назначенный сборным пунктом для армии, и уже во главе армии выступила к Орлеану.
Известие о том, что армию возглавила посланница Бога, вызвало необычайный моральный подъём в войске. Потерявшие надежду начальники и солдаты, уставшие от бесконечных поражений, воодушевились и вновь обрели храбрость.
29 апреля Жанна с небольшим отрядом проникает в Орлеан. 4 мая её армия одержала первую победу, взяв бастион Сен-Лу. Победы следовали одна за другой, и уже в ночь с 7 на 8 мая англичане были принуждены снять осаду с города. Таким образом, задачу, которую прочие французские военачальники почитали невыполнимой, Жанна д’Арк решила за четыре дня.
После победы под Орлеаном Жанну прозвали «Орлеанской Девственницей» (фр. la Pucelle d’Orléans). Более распространённый русский перевод прозвища Жанны как «Орлеанская дева», является не совсем корректным (на это указывает В. И. Райцес в своей работе, посвящённой Жанне), так как эпитет «Дева» (фр. la Vierge) в средние века в Западной Европе применяли исключительно к Богородице. День 8 мая до наших дней отмечается каждый год в Орлеане как главный праздник города.
Колебания и нерешительность Карла были причиной того, что в свой следующий поход к занятым англичанами замкам Луары Жанна выступила лишь 9 июня. Однако и в этот раз армия, возглавляемая ей, действовала быстро, решительно и необычайно успешно. 11 июня армия подошла к центральному укреплённому пункту англичан на Луаре — Жаржо, на следующий день Жаржо был взят приступом, 15 июня Жанна выступает на Мён-сюр-Луар, 16 июня — на Божанси, а уже 18 июня состоялась решающая битва при Пате с английской армией, возглавляемой Тальботом и Фастолфом, которая закончилась полным разгромом англичан. Грозный Тальбот попал в плен, Фастолф бежал с поля боя. Луарская операция была завершена.
Жанна отправилась к королю и призвала его отправиться на миропомазание в Реймс, традиционное место коронования французских королей. Перед началом похода Жанна сумела также примирить короля с бывшим у него в немилости коннетаблем Ришмоном, опытным военачальником, что ещё более сплотило французов.
29 июня начался «бескровный поход» в сторону Реймса. Город за городом открывал ворота перед королевской армией, 17 июля король был торжественно миропомазан в Реймском соборе в присутствии Жанны д’Арк, что вызвало необычайный всплеск национального духа в стране. Бургундский герцог Филипп III Добрый не приехал на церемонию, и Жанна в тот же день написала ему письмо, призывая к примирению.
После коронации Жанна убеждала Карла начать наступление на Париж, пользуясь благоприятной ситуацией и смятением в стане англичан, однако тот снова начал колебаться. Атака на столицу была предпринята только в сентябре, однако наступление было быстро прекращено. Король отдал приказ отводить армию к Луаре, и 21 сентября армия была распущена.
Весной 1430 года военные действия были возобновлены, но проходили вяло. Жанне постоянно ставились препоны королевскими придворными. В мае Жанна приходит на помощь Компьеню, осаждённому бургундцами. 23 мая в результате предательства (был поднят мост в город, что отрезало Жанне путь для отхода) Жанна д’Арк была взята в плен бургундцами. Король Карл, который стольким был ей обязан, не сделал ничего, чтобы спасти Жанну. Вскоре за 10 000 золотых ливров бургундцы продали её англичанам. В ноябре-декабре 1430 года Жанна была перевезена в Руан.
Процесс и осуждение
Процесс начался 21 февраля 1431 года. Несмотря на то, что формально Жанну судила церковь по обвинению в ереси, она содержалась в тюрьме под охраной англичан как военнопленная. Возглавлял процесс епископ Пьер Кошон, ярый приверженец английских интересов во Франции.
Английское правительство нисколько не скрывало ни своей причастности к суду над Жанной д’Арк, ни того значения, которое оно этому суду придавало. Оно взяло на себя все связанные с ним расходы. Сохранившиеся и опубликованные документы английского казначейства в Нормандии показывают, что эти расходы были немалыми.
В хрониках венецианца Морозини прямо сказано: «Англичане сожгли Жанну по причине её успехов, ибо французы преуспевали и, казалось, будут преуспевать без конца. Англичане же говорили, что, если эта девушка погибнет, судьба не будет больше благосклонна к дофину». В ходе процесса выяснилось, что обвинить Жанну будет не так то просто — девушка держалась на судилище с потрясающим мужеством и уверенно опровергала обвинения в ереси и сношениях с дьяволом, обходя многочисленные ловушки. Поскольку не удавалось добиться от неё признания в ереси, суд начал концентрироваться на тех фактах, где добровольное признание Жанны не требовалось — например на ношении мужской одежды, пренебрежении авторитетом Церкви, а также пытался доказать, что голоса, которые слышала Жанна, исходили от дьявола. Вопреки нормам церковного суда Жанне не разрешили подать апелляцию Папе и проигнорировали благоприятные для Жанны выводы процесса в Пуатье.
В надежде сломить волю узницы её содержат в ужасных условиях, английские стражники оскорбляют её, трибунал угрожает ей пыткой, но всё напрасно — Жанна отказывается покориться и признать себя виновной. Кошон понимал, что если он осудит Жанну на смерть, не добившись от неё признания вины, то лишь поспособствует возникновению вокруг неё ореола мученицы. 24 мая он прибегнул к откровенной подлости — предъявил узнице готовый костёр для её казни через сожжение и уже возле костра обещал перевести её из английской в церковную тюрьму, где ей будет обеспечен хороший уход, если она подпишет бумагу об отречении от ересей и послушании Церкви. При этом бумага с текстом, зачитанным неграмотной девушке, была подменена другой, на которой был текст о полном отречении от всех своих «заблуждений», на которой Жанна поставила крест. Естественно, Кошон и не думал выполнять своё обещание и снова отправил её в прежнюю тюрьму.
Через несколько дней под предлогом того, что Жанна снова надела мужскую одежду (женская была у неё отобрана силой) и, таким образом, «впала в прежние заблуждения» — трибунал приговорил её к смерти. 30 мая 1431 года Жанна д’Арк была сожжена заживо на площади Старого Рынка в Руане. На голову Жанны надели бумажную митру с надписью «Еретичка, вероотступница, идолопоклонница» и повели на костёр. «Епископ, я умираю из-за вас. Я вызываю вас на Божий суд!» — с высоты костра крикнула Жанна и попросила дать ей крест. Палач протянул ей две скрещённые хворостины. И когда огонь охватил её, она крикнула несколько раз: «Иисус!». Почти все плакали от жалости. Её пепел был рассеян над Сеной. В музее города Шинон хранятся останки, якобы принадлежащие Жанне д’Арк, хотя, по исследованиям учёных, эти мощи ей не принадлежат.[3]
После смерти
Осуждение и казнь Жанны д’Арк не помогли англичанам, от удара, нанесённого ею, они так и не смогли оправиться.
Граф Уорвик, запоздало поняв, какое воздействие на страну оказала коронация Карла в Реймсе, устроил свое «миропомазание» юного Генриха VI в Соборе Парижской Богоматери в декабре 1431 года, которое, однако, мало кем во Франции было воспринято как законное.
Уже в следующем году Дюнуа взял Шартр, а коннетабль Ришмон, окончательно примирившийся с королём, стал его главным советником.
В 1435 году умерли Бедфорд и Изабелла Баварская.
В сентябре этого же года произошло важнейшее событие — окончательное примирение Франции и Бургундии, которые заключили аррасский договор против англичан. Уже на следующий год Ришмон вошёл с армией в Париж. Решающее наступление французов задержалось на несколько лет из-за интриг и мятежей при королевском дворе.
В 1449 году французы начали наступление в Нормандии, которое завершилось победой 15 апреля 1450 года в битве при Форминьи. Нормандия была захвачена французами.
В 1453 года французы взяли Бордо, что положило конец Столетней войне.
Оправдательный процесс
После окончания войны в Нормандии в 1452 году Карл VII велел собрать все документы, относящиеся к процессу над Жанной, и предпринять расследование его законности. Следствие изучило документы процесса, опросило оставшихся в живых свидетелей и единодушно пришло к выводу о том, что в ходе процесса над Жанной допускались грубейшие нарушения закона. В 1455 году папа Каликст III повелел провести новый процесс и назначил трёх своих представителей для наблюдения над ним.
Суд заседал в Париже, Руане и Орлеане, также проводилось расследование в родных краях Жанны. Легаты папы и судьи допросили 115 свидетелей, в том числе и мать Жанны, её товарищей по оружию, простых жителей Орлеана.
7 июля 1456 года судьи зачитали вердикт, который гласил, что каждый пункт обвинения против Жанны опровергается показаниями свидетелей. Первый процесс был объявлен недействительным, один экземпляр протоколов и обвинительного заключения был символически разорван перед толпой собравшихся. Доброе имя Жанны было восстановлено.
В 1909 папа Пий X провозгласил Жанну блаженной, а 16 мая 1920 года папа Бенедикт XV канонизировал её (День памяти — 30 мая). В настоящий момент практически в каждой католической церкви во Франции есть статуя святой Жанны д’Арк (памятники изображают Орлеанскую деву в мужском костюме, с мечом в руке).
Прочая информация
Именем народной героини назван французский крейсер-вертолетоносец «Жанна д’Арк», спущен на воду в 1964 году.
Примечания
1. ↑ Её имя писалось по-разному вплоть до сер. XIX века. [Р. Перну. М.-В. Клэн. Жанна д’Арк: с. 220—221]. Сама она писала своё имя как «Jehanne» (см. www.stjoan-center.com/Album/, части 47 и 49; об этом же сообщается и у Перну и Клэн]]).
2. ↑ Традиционно считается, что речь идёт о святой Маргарите Антиохийской, однако, как отмечает В. И. Райцес в книге «Жанна д’Арк. Факты. Легенды. Гипотезы» (Ленинград, «Наука», 1982, Серия «Научные биографии»), никаких пересечений её жития и культа с жизнью Жанны обнаружить не удаётся. Исследователь, отмечая, что Жанна, по его мнению, не различала этих двух женщин, ссылается на легенду о «Маргарите именуемой Пелагаем», изложенную в «Золотой легенде» Якова Ворагинского под датой 8 октября. «Золотая легенда» никогда всерьёз не воспринималась теологами, однако была одной из самой читаемых (и, как следствие, весьма известной в устных пересказах) книг в XIV—XVI вв. В ней рассказывается, что Маргарита была очень красивой девушкой, но была воспитана в столь великом благонравии и целомудрии, что избегала даже взглядов мужчин. К ней посватался знатный юноша, родители дали согласие на свадьбу, но Маргарита, приняв решение сохранить свою девственность, остригла волосы и надела мужской костюм и под именем брата Пелагия укрылась в мужском монастыре, подверглась там насправедливым гонениям, но терпеливо вынесла все испытания и окончила жизнь в святости, открыв свою тайну только перед смертью. В 1455—1456 гг., накануне реабилитации Жанны, несколько авторитетных богословов написали специальные трактаты об оправдании Жанны, собрав все сведения о святых женщинах, которым пришлось по каким-то причинам носить мужскую одежду. «Маргарита-Пелагий» ими не упоминается, поскольку никогда не была канонизирована, а её жизнеописание Якова Ворагинского по мнению исследователей представляет собой вольное изложение жития других святых.
3. ↑ Declan Butler. Joan of Arc’s relics exposed as forgery «Nature», 446 (5 April 2007)
Так кончается общеизвестная версия. Но.... Амбелен и иже с ними упирают на другое.
читать дальшеОснования. Реальные разночтения и сложности в реконструкции биографии Жанны
Возраст
Принято считать, что Жанна родилась в 1412 году, но существует множество сомнений в верности этой даты. К примеру, Ангерран де Монстреле, придворный хронист герцога бургундского, видевший её в заключении, уверял, что «ей около 20 лет или более того» (если верить традиционной версии — ей должно было быть не более 18). Тот же возраст иногда называется в хрониках, что с большой натяжкой можно объяснить небрежностью писцов. Но самое серьёзное доказательство, на которое обратил внимание Е. Б. Черняк, состоит в том, что Жанне в 1428 году пришлось предстать перед судом по обвинению в отказе от замужества, к которому её принуждал отец. 16-летнюю девушку сложно представить путешествующей в одиночестве по весьма небезопасным дорогам, но что особенно важно — по законам Лотарингии она не могла бы защищать свои права, так как в этом возрасте считалась ещё несовершеннолетней. Сама Жанна во время первого допроса в Руане заявила, что ей 19 лет, на следующий день — что не знает, столько ей лет. При дворе Карла, как об этом свидетельствуют хроники, она же утверждала, что ей «трижды семь лет» — что окончательно запутывает всё дело
Происхождение семьи д’Арк
Семья Жанны д'Арк
Сторонники «альтернативных версий» охотно указывают на то, что в фамилии отца Жанны присутствовала «аристократическая» частица «д'», на что «традиционалисты» с готовностью возражают, что «аристократизм» её появился два века спустя. Во времена Столетней войны у дворян не было специальных приставок к фамилии, а «де» значило всего лишь место, откуда человек был родом.
Действительно, во Франции имеются два городка, частью названия которых служит слово «арк» — это Арк-ан-Барруа (департамент Верхняя Марна, Шампань, в шести милях от Шомона) и Арк-ан-Тий (в современном департаменте Кот-д’Ор, недалеко от Дижона). Сторонники «новой версии» возводят фамилию д’Арк к якобы существовавшему гербу с изображением лука (фр. «arc») и стрел. При жизни Жанны ни она сама, ни её окружение фамилию д’Арк по отношению к ней не употребляли, Жанна именовалась «Жанной Девой». Впервые фамилия д’Арк появилась в материалах оправдательного процесса. В разных документах и хрониках того времени присутствуют различные варианты написания искомой фамилии — Дарк, Тарк, Даркс, Дар, Дай, Дей — последние, как считается, обязаны своим происхождением лотарингскому диалекту, в котором практически исчезает «р», и записью фамилии на слух. В любом случае, выбрать единственно «правильный» вариант не представляется возможным, современная запись является всего лишь данью традиции, тем более что в XV веке апостроф в написании фамилий вообще не использовался.
Специально проведённые генеалогические исследования тоже ничего не дали, во Франции того времени фамилия д’Арк была достаточно распространённой: её носили крестьяне, священники, горожане, дворяне. Более того, некая Жанна д’Арк упоминается как получившая вознаграждение от короля Карла VI.
Существуют документы XVII века, подтверждающие наличие герба у семьи д’Арк. Но подлинность их далеко не безусловна, и «традиционалисты» возражают, что королю незачем было присваивать Жанне аристократическую фамилию и собственный герб, если бы у её семьи уже был свой
«Голоса»
Природа «голосов святых», которые по собственным утверждениям слышала Жанна, является одним из спорных моментов академической версии. Что касается церкви, то и современные, и средневековые авторы, считавшие Жанну освободительницей Франции, единодушны в том, что ей на самом деле являлась «воля неба».
Материалистически настроенные сторонники традиционной версии указывают, что миссия Жанны, указанная ей «святыми» — освобождение Орлеана, коронация дофина, изгнание англичан — удалась только частично, и в своих работах они либо не касаются природы «голосов», либо считают их результатом галлюцинации.
Так, В. И. Райцес пишет: «Её интеллект формировался под влиянием народных религиозно-мистических представлений. Жанне казалось, что она слышит и видит святых. Здесь имело место самовнушение, работа расстроенного религиозной мистикой и потому особенно пылкого воображения».
Поборники альтернативной версии объясняют голоса тем, что это была политическая игра. Некоторые же из них, например, Амбелен, считают, что Жанна как отпрыск королевского семейства, в котором часто совершались близкородственные браки, была подвержена галлюцинациям.
Сторонники идеи о том, что появление Жанны было на самом деле результатом «операции Пастушка» — то есть заговора с целью вовлечь её в политические интриги того времени, — со своей стороны указывают, что «голоса» обладали странной осведомлённостью. Примером этому может послужить история с мечом, который Жанне было приказано найти в церкви св. Екатерины во Фьербуа и далее использовать его в сражениях. Кому именно принадлежал этот меч, неясно: в старых работах его объявляют мечом Карла Мартелла, победителя арабов при Пуатье, в новых предполагают, что речь шла о мече Бертрана дю Геклена, военачальника Карла V Мудрого.
Военная карьера
Известно, что ко двору дофина не раз являлись люди, утверждавшие, что они «посланы небом для спасения Франции», но только Жанну сопровождал военный эскорт, причём путешествие осуществлялось за счёт королевской казны. Известно также, что первой остановкой на её пути был Вокулёр, где Робер де Бодрикур, местный прево, вначале принял её с недоверием и пожелал отдать на потеху своим солдатам. Впоследствии же что-то побудило его изменить своё первоначальное мнение и помочь никому неизвестной крестьянке добраться до Шинона. Сторонники «новой версии» полагают, что таков был прямой приказ королевы Иоланды, при дворе которой состоял близкий родственник де Бодрикура Луи де Бово. Общепринятая версия объясняет изменение в поведении де Бодрикура растущей популярностью Жанны. Она прожила в Вокулёре достаточно долго и сумела склонить на свою сторону общественное мнение и нескольких рыцарей, предложивших ей свою помощь.
Тот же Бодрикур добыл для неё охранную грамоту Карла II Лотарингского, а самого герцога, как считается, Жанна при встрече подвергла самой суровой критике за его измену Орлеанскому дому.
По воспоминаниям Жана де Новлопона, в разговоре с ним Жанна будто бы заявила «Никто в мире — ни король, ни герцог, ни дочь короля Шотландии, ни кто-либо другой — не сможет возвратить французское королевство». Переговоры о женитьбе дофина Людовика на дочери Якова Шотландского начались летом 1428 года и сохранялись в полной тайне. Разговор, если верить де Новлопону, состоялся в начале следующего года. Таким образом, нужно либо предполагать вслед за традиционалистами, что, несмотря на предосторожности, сведения просочились, либо поверить, что Жанна обладала даром предвидения, либо считать вслед за сторонниками «теории заговора», что Жанну кто-то специально снабжал государственными секретами.
Плен и казнь
Судя по сохранившимся протоколам руанского судилища, Жанна в одиночку и весьма успешно противостояла нескольким теологам, не давая загнать себя в ловушку и обвинить в колдовстве и поклонении идолам.
Известно также, что её не подвергали пытке (Кошон объяснял это тем, чтобы «дабы не дать повода для клеветы на образцово проведённый процесс»). Оказалось, что формального приговора Жанне вынесено не было, это подтвердил на процессе реабилитации помощник руанского бальи Лоран Жерсон. Из 12 присутствовавших на процессе реабилитации членов руанской судейской комиссии пятеро заявили, что уехали ещё до окончания слушаний, трое — что не присутствовали при казни, ещё двое — что обо всём успели забыть за прошедшие годы.
Если верить воспоминаниям парижского буржуа Жоржа Шастелена, осуждённая взошла на костёр с закрытым лицом, или (как иногда интерпретируют этот отрывок) ей косо надвинули на лицо чепчик или митру с изображением чертей.
Легенды
С Жанной связано также множество легендарных или полулегендарных сведений, представленных в более поздних источниках, чьё соответствие истине уже практически невозможно установить.
Уверяли, что при рождении Девы сами собой запели петухи, и жители Домреми, охваченные радостным возбуждением, спрашивали друг друга, что за чудо произошло сегодня ночью. Сторонники «новой версии» видят здесь намёк на то, что девочка была доставлена в деревню, «традиционалисты» — просто одну из легенд, сложившихся вокруг имени национальной героини.
Также существует версия, что дофин, пытаясь проверить её, приказал представить вместо себя одного из придворных, но Жанна, немедленно разоблачив обман, обратилась непосредственно к дофину.
По донесению доминиканского монаха брата Изамбара, руанский палач Жоффруа Терраж после совершения казни, якобы пришёл к нему на исповедь и рассказывал, что разбирая костёр после казни, нашёл в нём нетронутое огнём сердце, причём все дальнейшие попытки его уничтожить так ни к чему не привели. Сердце, по его словам, Терраж выбросил, как ему и было приказано, в Сену, а потом отправился покаяться в том, что «уничтожил святую».
Альтернативные версии
Королевское происхождение
Дочь королевы
В частности, выдвигается гипотеза о королевском происхождении Жанны. Якобы, она была внебрачной дочерью герцога Людовика Орлеанского и королевы Изабеллы Баварской и родилась Жанна в ноябре 1407 года. Впервые эта версия была выдвинута неким супрефектом Бержерака Пьером Казом в 1805 году . Данные хронистов разнятся: ребёнок, рождённый Изабеллой Баварской 10 ноября 1407 года во дворце Барбетт, называется либо сыном Филиппом, либо дочерью Жанной. Например, Клод де Вилларе во «Всеобщей истории Французского королевского дома» в первом издании 1764 года говорит о сыне по имени Филипп, в издании 1770 года уже о девочке Жанне, в третьем издании — снова о девочке. Через четыре года после смерти Вилларе его последователи в очередном издании «Всеобщей истории» вернулись к версии о сыне. По официальной версии ребёнок прожил от нескольких часов до суток и был похоронен в усыпальнице Сен-Дени. Сторонники альтернативной версии считают, что Изабелла опасалась мести обманутого мужа, и именно поэтому ребёнок от связи Изабеллы с тогдашним, как предполагают, её любовником Людовиком Орлеанским был подменён другим младенцем и отдан в семью д’Арк.
По мнению сторонников альтернативной версии д’Арки не были землепашцами. Жак д’Арк (предполагаемый отец Жанны) родился в 1375 году в Сеффоне (Шампань) и принадлежал к ветви д’Арков, которая разорилась в результате войны и моровой язвы и временно утратила дворянское достоинство. В 1419 году д’Арк был старостой Домреми, подчиняясь непосредственно местному прево, откупщиком и главой местного ополчения. Об уровне доходов семьи говорит то, что он владел «двадцатью гектарами земли, из которых 12 составляла пашня, четыре — луга, и ещё четыре — леса», лошадьми и достаточно большим стадом овец и коров, а в 1419 году приобрёл в пользование замок Иль (ныне разрушенный).
Де Булетье и де Бро ссылаются на «показания», данные Шарлем дю Лис, потомком одного из братьев Жанны, бывшем в начале XVII века генеральным адвокатом двора, который говорит о некоем Жане дю Лис, епископе Арраса, что тот
« ...сохранил древний герб, семьи Дарк, бывший у его предка Жака д’Арк, отца Девы, который представлял собой натянутый лук, и три стрелы, увенчанный шлемом с навершием оруженосца, и львом в верхней части главы, происходящим от провинции, в которой король указал ему жить. »
Также существует жалованная грамота, выданная Жану дю Лис в 1612 году, в которой отмечено, что
« Указанному Жану, согласно его желанию, носить фамилию Дюлис, оставив за собой герб его предков д’Арк, который есть щит с лазурным полем, и на нём натянутый лук, обращённый впрям, и с ним три скрещенные стрелы, остриями нацеленные вверх, из которых две золотые, с серебряными остриями и опереньем, и одна - серебряная, с золотым остриём и опереньем, в верхней части главы - шествующий лев. »
Мать (приёмная по мнению сторонников королевского происхождения) Жанны, Изабелла де Вутон, происходила из семьи, связанной родственными узами с аристократическими семействами Бово, Неттанкур, Людр, Армуаз. Обстоятельства появления Жанны в Шиноне, где она была принята самыми высокопоставленными лицами, ей были выделены слуги, назначена свита, где она имела право разворачивать боевой стяг (привилегия сеньоров-баннеретов), её умение владеть оружием — всё это сторонники альтернативной версии считают подтверждением её королевского происхождения.
Доказательством того, что Жанна была дочерью Людовика Орлеанского они считают и то, что она была известна под именем Орлеанская девственница ещё до освобождения Орлеана. Жак Желю, архиепископ Амбрёнский в своём сочинении «Мадемуазель д’Орлеан», обращённом к Карлу VII и написанном весной 1429 года, то есть накануне освобождения Орлеана, уже называет её Орлеанской девственницей.
И, наконец, герб, которым наделил Карл VII 2 июня 1429 года лично Жанну Девственницу, содержит по мнению некоторых исследователей корону принцев крови, то есть, герб подтверждал происхождение Жанны от принца королевского дома. Другие склонны считать меч, изображённый на гербе так называемой «тёмной полосой незаконнорожденности» (такая была в гербе Бастарда Орлеанского), однако в геральдике меч никогда не символизировал «тёмной полосы».
В 1934 году католический историк, почётный гражданин Ватикана и друг папы Пия XI Эдуард Шнайдер, работая в Ватиканской библиотеке, обнаружил так называемую «Книгу Пуатье» — запись вопросов церковной комиссии, назначенной королём в 1429 году, и ответы Жанны Девственницы. Шнайдер утверждал, что комиссия не верила в «голоса» и не признавала Жанну «посланницей Бога». Король послал в Домреми двух монахов для проведения расследования. В их отчёте говорилось, что все жители Домреми утверждали, будто Жанна — дочь Изабеллы Баварской и Людовика Орлеанского. Шнайдер, глубоко верующий католик, в частных беседах уверял, что его заставили дать клятву о неразглашении этих сведений:
…ибо в этом случае разрушилась бы мистическая легенда, созданная королевской семьёй для сокрытия этого незаконного рождения, которое доказывало, что и дофин был тоже незаконнорожденным ребёнком…
— Жерар Песм из письма от 4 июня 1972 г. папе Павлу VI.
Вероятно, власти Ватикана не были заинтересованы в прояснении этого вопроса: Жерар Песм обратился к папе с просьбой разрешить поиски «Книги Пуатье» в архивах Ватикана, но ответа так и не получил, хотя ещё более вероятно, что его письмо было просто проигнорировано.
По представлениям того времени девственница могла служить одним из наиболее подходящих орудий возвещения воли Господа. Поэтому в 1429 году в Шиноне Жанну подвергли обследованию и провели его две королевы: Мария Анжуйская и Иоланда Арагонская. В 1431 году в Руане подобное обследование Жанны проводила герцогиня Бедфордская. Сословные различия в средневековом обществе были настолько велики, что трудно поверить, будто подобной чести удостоилась простая девушка.
Дочь короля
Версия, что Жанна была на самом деле незаконной дочерью королевы, несла в себе трудноразрешимые противоречия.
Во-первых, эта версия обвиняет во лжесвидетельстве саму Жанну, дававшую показания во время процесса в Руане, а также её мать и всех жителей Домреми, которые под присягой на Евангелии на оправдательном процессе утверждали, что Жанна родилась в Домреми в семье Жака Дарка и Изабель Роме. Нарушение клятвы на Евангелии по средневековым представлениям означало гарантированную гибель души и попадание в ад.
Кроме того, Изабелла Баварская относилась к ней откровенно враждебно. И у дофина, узнавшего о происхождении Жанны, должны были скорее усилиться сомнения касательно его законнорожденности. В таком случае, как считает Е. Б. Черняк, дофин скорее постарался бы выдать новоявленную сестру замуж и забыть о её существовании, но отнюдь не давать под её начало войска.
Поэтому, как ещё одно предположение, была выдвинута гипотеза, что Жанна была незаконной дочерью короля Карла VI Безумного от его фаворитки Одетты де Шамдивер. Согласно этой версии, настоящим именем Жанны было Маргарита де Валуа. Она родилась во дворце полубезумного короля в 1407 году, и он воспитывал её как воина для самозащиты, так как два его сына были убиты сторонниками Луи Орлеанского, а «незаконный» Карл никак не подходил на эту роль. Далее, как и в первой версии, был разыгран спектакль о «вмешательстве Божьем», но в конечном итоге, когда Жанна сыграла свою роль, её потребовалось скрыть от посторонних глаз, что и было успешно сделано.
Эта версия также ничем не обоснована и опять же предполагает всеобщее лжесвидетельствование на оправдательном процессе.
Миссия Жанны
С давних времён существует версия о неслучайности появления Жанны при дворе будущего Карла VII.
Было ли сиё дело рук божеских или человеческих? Затруднительно было бы для меня решать это. Иные мыслят, что коль скоро раскол воцарился между знатными людьми сего королевства ввиду успехов англичан, когда ни те, ни другие не хотели допускать, чтобы стал среди них наиглавнейший, то некто среди них, мудрейший в отличие от прочих, замыслил сей выход, заключавшийся в том, чтобы допустить, будто эта Девственница была ниспослана Господом, чтобы взять на себя это верховенство в делах. Ни один человек не осмелился бы уклониться от воли Господней. Таким образом, ведение войны было якобы доверено Девственнице, равно как и главенство над ратью
— «Мемуары» папы Пия II.
Существует предположение, что за кулисами этой истории стояла тёща дофина Иоланда Анжуйская, которая в течении многих лет имела огромное влияние на своего слабовольного зятя. Дофин Карл, согласно слухам, пущенным англичанами, незаконнорожденный, отстранённый от наследования престола ещё в 1420 году Карлом VI, весьма нуждался в расположении общественного мнения в свою пользу.
С точки зрения сторонников «новой версии», начало истории Жанны было по сути своей «заговором двух королев», которые в 1407 году имели общие интересы, но в дальнейшем порвали друг с другом. Известно, что Иоланда была на тот момент одним из самых влиятельных во Франции политиков и дипломатов, позиция, которую она не выпустила из рук до самой смерти. Кроме того, она занимала высшие посты в третьем францисканском ордене. Карл VII в дальнейшем, засылая в пограничные города и замки своих шпионов, использовал среди них францисканских монахов («кордельеров», как их называли во Франции), из чего делается вывод, что начало «монашеской сети» было положено королевой Иоландой.
Также она заложила основу и весьма результативно использовала так называемый «летучий батальон любви» — юных привлекательных фрейлин, которых по необходимости определяла в любовницы при бургундском и лотарингском дворах. Сторонники «новой версии» полагают, что именно она подала королеве идею определить в любовницы и сиделки к безумному королю Одетту де Шамдивер, она же помогла пристроить последнего ребёнка королевы от Людовика Орлеанского. Связь эта уже не скрывалась, так что «узаконить» ребенка практически не было возможности. Обращают внимание, что будучи на четвёртом месяце беременности, королева всё же наведалась в отель Сен-Поль, где в это время жил безумный Карл VI.
Сторонники «новой версии» полагают, что наперсницей королевы в этом вопросе выступила некая фрейлина королевы по имени Жанна, вдова Юда де Реси, вышедшая замуж за Николя д’Арка, которого в свою очередь отождествляют с братом Жака д’Арка из Домреми. Так это или нет, неизвестно, но существуют документы, подтверждающие, что некая Жанна д’Арк (как считают сторонники «новой версии» — фрейлина) действительно посетила резиденцию короля отель Сен-Поль и преподнесла Карлу несколько цветочных венков, за что была вознаграждена деньгами. Следы этого события можно обнаружить в счётных книгах, где сказано: «Воскресенье, 21 дня июня 1407 года по приказу короля выдано бедной женщине Жанне д’Арк за преподнесённые ему венки, указанным сеньором деньги в количестве 18 солей». Опять же, сторонники «новой версии» полагают, что позднее эта Жанна выступила в роли крёстной Жанны Девственницы.
Родившийся ребёнок немедленно был объявлен умершим, а на самом деле спрятан. Сторонники «новой версии», указывают, что по усопшему не было отслужено мессы, а в хрониках аббатства Сен-Дени страницы, соответствующие этому времени, странным образом отсутствуют. Окончательное решение об отправке дочери королевы в Домреми было принято из-за убийства её отца. Выбранное место, по их мнению, было идеальным, так как находилось под управлением королевы Иоланды. Со своей стороны, сторонники общепринятой версии отмечают, что деревня у самой лотарингской границы никоим образом не могла считаться надёжной — девочку могли похитить в любой момент.
В свете «новой» версии голоса, которые слышала Жанна с 13-ти лет, объявляются умелой инсценировкой, в которую была вовлечена экзальтированная девушка. Исследователи предполагают, что «дамы де Бурлемон» (Жанна де Бофревиль и Агнесса Жуанвиль), которые якобы были знакомы с Жанной в пору её юности, «взяли на себя роль святой Екатерины и святой Маргариты».
На процессе в Руане в ответ на вопросы судей она утверждала, что не только видела и слышала своих святых, но и обнимала их (так, как обнимают рыцаря при посвящении).
«Традиционалисты» не отрицают, что Жанна прекрасно знала политическую ситуацию, обстановку при дворе Карла VII, была в курсе обычаев двора, имела понятие о географии, военном деле, хотя это кажется маловероятным для девушки, никогда прежде не покидавшей Домреми. В то же время по Франции распространялись слухи о появлении Девы из Лотарингии, которая спасёт страну. Ещё 12 февраля 1429 года граф Дюнуа в осаждённом Орлеане сказал своим солдатам о том, что «Дева, явившаяся с лотарингской границы», освободит город.
Вся история с Орлеанской Девственницей была всего лишь политической хитростью, изобретённой придворными Карла VII <…> Всё, что читается у обыкновенных историографов Орлеанской Девственницы, — всего лишь роман, во всём этом не больше правдоподобия, чем в россказнях о папессе Иоанне.
— Кардинал Мазарини. Рукопись № 1999, документ №1 из Библиотеки имени Мазарини
Однако кажется неправдоподобным, чтобы Жанну с раннего детства готовили к роли спасительницы Франции. Сторонники академической версии указывают на то, что родные Карла VII не могли знать о том, что ребёнок, «отосланный в Домреми», со временем станет исполнителем важной миссии. Они напоминают, что Жанне чинили препятствия в её поездке ко двору местные власти, что сами возможные участники «заговора» постоянно меняли свои политические предпочтения, заключали союзы с бургундцами и англичанами, а Иоланда Арагонская в 1419—1422 годах жила в Провансе и маловероятно, что она руководила «инсценировкой», находясь так далеко.
Чудесное спасение
Известны также версии, согласно которым Жанна вообще не была сожжена на костре. Отсутствие протокола о казни в архивах Нижней Сены и Руанского архиепископства объясняется некоторыми исследователями тем, что казнь так и не была совершена.
Согласно одной из версий, Жанна, проведя около четырёх лет в заточении, вернулась к королевскому двору и вновь получила под командование войска. Спустя некоторое время она вышла замуж за некоего Робера дез Армуаза. Вторая версия утверждает, что сожжение на костре имело место, но сожжена была другая женщина, тогда как Жанну д’Арк умертвили тайно с помощью яда, а тело спустили в Сену. Англичане не решались казнить Жанну публично, так как опасались возможного чуда во время казни. Попыток отравить её было две — после первой Жанна выжила, а вторая достигла своей цели. Чтобы никто не смог разоблачить подмену, голову женщины, казнённой вместо Жанны, накрыли бумажным колпаком, её окружали 120 (по другим сведениям — 800) солдат, толпу зрителей оттеснили на край площади Сенного рынка, костёр был частично загорожен деревянным щитом, на котором был написан приговор.
Правда, эта теория также предполагает повальное лжесвидетельство на оправдательном процессе, где показания после клятвы на Евангелии дало множество свидетелей, включая нуайонского епископа. Упоминания о казни Жанны есть и в документах той эпохи, например в «Дневнике парижского горожанина». Согласно легенде, на месте казни было обнаружено сердце, которое не сгорело. Амбелен, считающий, что вместо Жанны казнили другую женщину, предполагал, что ей дали наркотическое средство, и ссылался на сообщение Светония в «Жизни двенадцати Цезарей», что существовал яд, который делал сердце несгораемым.
Объяснение того, что англичане отпустили свою добычу, Пьер де Сермуаз видит в том, что Анна Бедфордская, супруга главнокомандующего, также состояла в третьем францисканском ордене, и, соответственно, могла договориться с королевой Иоландой, а через неё — с Карлом VII о возможных уступках, которые будут сделаны. К тому же, зять губернатора Руана пребывал в то время в плену у французов, и Карл открыто грозил расправиться с пленником, если Жанна будет казнена.
Лже-Жанны
Несомненно, подвиг Жанны, её плен и казнь, вызвавшие шок во всей стране, должны были непременно привести к слухам о «подмене» и о «чудесном спасении», и соответственно — к появлению самозванок, выдающих себя за Деву Франции. Действительно, в 1452 году некая женщина, имя которой история не сохранила, появилась в Анжу и попыталась выдать себя за Жанну д’Арк, соблазнив деньгами и обильным угощением двух кузенов подлинной Жанны, которые должны были свидетельствовать в её пользу. Впрочем, эта авантюра закончилась практически немедленно.
Ещё одну попытку предприняла некая Жанна Феррон (фр. Jeanne la Férron), зарабатывавшая на жизнь ярмарочными фокусами. Она появилась в Мане и попыталась убедить толпу, что является Жанной? «чудом спасшейся» от костра, но притом, как оказалась, совершенно не умела держаться в седле, поэтому подверглась осмеянию. По приказу епископа города её выставили к позорному столбу, а в дальнейшем её следы окончательно теряются.
Об ещё одной самозванке — Жанне де Сермез, также известно немного. Считается, что переодевшись в мужской костюм, она принимала участие в боях, и затем попыталась выдать себя за «спасшуюся Жанну». В наказание она была на три года заключена в тюрьму в Сомюре и выпущена оттуда в 1458 году с наставлением одеваться «пристойно» и раз и навсегда оставить мысль о самозванстве. Сохранилась грамота о прощении, дарованная ей герцогом Рене.
И, наконец, последняя самозванка появилась в Кёльне в 1473 году, публично заявляя, что явилась с миссией доставить епископское кресло Олдарику Мандеше. Девица была признана сумасшедшей, и только это спасло её от костра.
Жанна дез Армуаз
Самой известной из «Лже-Жанн» была Жанна дез Армуаз. Она появилась в 1436 году в местечке Гранд-оз-Орм, где попыталась отыскать обоих братьев подлинной Жанны, что ей вскоре удалось. В хронике декана собора Сен-Тибо в Меце её появление отмечено так:
« В воскресенье 20-го дня мая 1436 года девица по имени Клод, носившая женскую одежду, была объявлена Девой Жанной и была обнаружена в месте близ Меца, называемом Гранд-оз-Орм, и там были два брата упомянутой Жанны, удостоверившие, что это была она.
В их сопровождении «воскресшая Жанна» (впрочем, называвшая себя «Клод», что дало некоторым историкам повод предполагать, что таково было её настоящее имя) отправилась в Мец, где её появление произвело фурор, затем в Марвиль и Арлон, ко двору герцогини Люксембургской. Позднее, в Кёльне, она попыталась вмешаться в местные политические распри, требуя именем Бога выбрать трирским епископом графа Ульриха Вюртембергского, чем привлекла внимание местного инквизитора Генриха Калтайзена. Калтайзен приказал «Жанне дю Лис» явиться к нему на допрос по подозрению в колдовстве и ереси. Жанна предпочла не искушать судьбу и спешно вернулась в Арлон.
В том же году она вышла замуж за сеньора Робера дез Армуаз, чью фамилию носила в дальнейшем, и родила ему двух сыновей.
Через посредство обоих братьев она установила переписку с жителями Орлеана, бывшими в полном смятении касательно вопроса, стоит ли верить «спасению» Жанны, и королем Карлом, который, впрочем, не спешил отвечать на её письма.
В 1439 году она лично посетила Орлеан и была востороженно принята в городе, в честь неё давались пышные балы и обеды, также из городской казны «Деве Жанне» было выдано 210 ливров (достаточно большая сумма по тем временам) за «добрую службу, оказанную названному городу во время осады». Позднее такая же пышная встреча ждала её в Туре, однако, при попытке посетить Париж Жанна дез Армуаз была арестована по приказу парижского парламента и после допроса признана самозванкой.
По якобы данным ею показаниям (подлинные документы до нас не дошли и известны лишь по пересказам) было установлено, что переодевшись в костюм солдата, она ездила в Италию к папе Евгению испрашивать прощение за побои, нанесённые родителям, и затем служила как солдат в папской армии, что, якобы, и навело её на мысль выдать себя за Жанну д’Арк.
Как самозванка Жанна дез Армуаз была выставлена к позорному столбу, затем вернулась к мужу. Умерла она по разным сведениям в период между 1446 и 1449 годами. (Жерар Песм, придерживавшийся версии, что Жанна дез Армуаз и есть настоящая Орлеанская Девственница, предполагал, что она умерла в 1449 году, так как в счетах города Орлеана, выплачивавшего пенсию Изабелле де Вутон, появляется запись: «мать покойной Девственницы»). Есть версия, что она пережила Робера дез Армуаза и была ещё раз замужем за неким Жаном Луийе — впрочем, некоторые исследователи полагают, что в этом случае речь скорее идет о Жанне де Сермез.
Вопрос, была ли Жанна дез Армуаз действительно спасшейся «девой Франции», до сих пор служит предметом оживлённых дискуссий. Представителями академической науки вероятность того, что Жанна дез Армуаз была спасшейся Жанной д’Арк, однозначно отвергается.
А. Левандовский пишет:
« Славная когорта парадоксалистов дружно заявляет, что Жанна д'Арк и самозванка, подлинное имя которой было Клод, - одно лицо! Доказательства? По-прежнему никаких. И какие же здесь могут быть доказательства, если вся деятельность самозванки, её алчность, склонность к интриге, приверженность к удовольствиям стола и постели - всё это в корне противоречит облику подлинной Девы, известной нам по документам. Наконец, уже говорилось, что самозванка была разоблачена и, сверх того, во всём призналась сама. Но какое дело до этого «крушителям традиций»?
На Орлеанском форуме 1979 года, организованном центром Жанны д’Арк в Орлеане, ведущие историки из различных стран, занимающиеся историей Столетней войны, единодушно отвергли «новации псевдоисториков», как были названы альтернативные теории, касающиеся Жанны д’Арк.
Рубенс. "Жанна Д'Арк"
Sir John Everett Millais "Жанна Д'Арк"
Жанна Д'Арк
Меня все-таки назвали в честь именно этой героини родители, так что я, как и можно было ожидать, всегда испытывала сильнейший интерес к ее судьбе. Было бы несправедливо обойти ее вниманием. Тем более, что я сейчас как раз читаю дилогию Дмитрия Агалакова "Принцесса крови". Так что - статьи из Википедии о ней.
Жанна Д’Арк читать дальше
Так кончается общеизвестная версия. Но.... Амбелен и иже с ними упирают на другое.
читать дальше
Рубенс. "Жанна Д'Арк"
Sir John Everett Millais "Жанна Д'Арк"
Жанна Д’Арк читать дальше
Так кончается общеизвестная версия. Но.... Амбелен и иже с ними упирают на другое.
читать дальше
Рубенс. "Жанна Д'Арк"
Sir John Everett Millais "Жанна Д'Арк"